Публицистика и письма

Память или беспамятство?

Самара, сравнительно со многими европейскими городами, бедновата скульптурными памятниками.

До революции на Алексеевской площади воздвигли великолепный памятник убиенному императору Александру II. И все. Прямо скажем маловато.

После революционных событий 1917 года в городе поставили немало памятников заезжим борцам революции (Ленину, Куйбышеву, Щорсу, Фрунзе, Чапаеву, Кирову, Держинскому…) некоторые из них в городе и не бывали.

Это тоже наша история. Но тут видится однобокий подход. Кроме революционеров никого больше не было? А где народ обживший губернию и построивший город Самару?

Самару могли бы украсить памятники строителям Г.Засекину и Ф.Ельчанинову. Л.Толстому и Ф.Нансену (спасавшим Самарцев во время голода). А ещё М.Челышову, безкопромиссному борцу с алкоспрутом. Не забыть бы первого географа России И. Кириллова (похороненного в Самаре) и историка В.Татищева (работавшего здесь). А где памятник великим русским казакам-землепроходцам Барбоше, Ермаку, Кольцо? Нет? Отчего так?

Но прежде всего в Самаре должен стоять памятник Первопоселенцам Дикого поля. Без этих стойких и отважных романтиков и великих тружеников не было бы ни Самарской губернии, ни России в ее нынешних очертаниях.

И должно установить второй стратегический памятник Гражданам Самары, строителям исторического города, тем кто создал историческое лицо столицы губернии. Нет? Да! Это было бы тем более справедливо, что в тридцатые годы 20 века все самарские кладбища были застроены и укатаны в асфальт. Ходим по костям предков и лыбимся на костях.

Однако в городе беспамятная тишина. Кладбищенская. Отчего так?

Но вот в город, по партийной разнарядке, прислали депутата Государственной Думы А.Хинштейна. Энергичный. Начал разгребать, то что должна была бы делать прокуратура и администрация. Стало сокращаться число дольщиков, обманутых строительными компаниями. Хорошо.

Но вот Хинштейн взялся за обустройство Самары скульптурами выдуманных кино и литературных персонажей. Среди оных и забавный Буратино и Деточкин, мелкий жулик из рязановского фильма.

А в перспективе памятник бюрократу Огурцову из другого рязановского фильма. Бывший мэр Азаров от умиления прослезился и предложил фигуру бюрократа поставить у здания мэрии.

Пришлось писать открытое письмо А.Хинштейну. О том, что если бы поставили важные, стратегические! памятники, то тогда и его затея с кино и литературными персонажами воспринималась бы как забавный эпизод…

И, вдруг, свершилось то что краеведы добивались несколько лет. По отмашке Хинштейна и «группы товарищей-господ» в одночасье решился многолетний вопрос. За полтора года воздвигли памятник Г.Засекину.

Ура! Или долой?!

При первом взгляде стало ясно, что поставили клоунского коня. Это культурологическая ошибка или диверсия?

Начнем с главной стратегии – куда и как идет конь со всадником? А конь – упёрся и не хочет идти к Самаре. От чего бы так? По былинам вещий конь не идет к проклятому месту, оберегает седока от погибели. А что у переселенцев? Садчики и починки нашли место под поселение и пускают животных на вольный выпас. Где конь или корова ляжет, там благостное место, там избу ставят.

Однако, в новоявленной скульптуре (одобренной Азаровым и Хинштейном) конь не хочет идти к Самаре. И этим все показано.

Ещё конь поднял коленный сустав выше головы. Правителям города напомню, что конь не кошка и не обезьяна. У россов конь, Савр, священное животное. В отличии от азиатских кочевников россы конину не ели или сильно ограничивались в этом. А здесь из коня делают шелудивую собаку.

Что еще изумило в данной скульптуре. Когда конь пугается, то прижимает хвост. Но здесь конь хвост задрал. Конь поднимает хвост, только в одном случае, когда хочет облегчиться.

Впереди у коня проклятое место, куда он идти не хочет, а сзади навозная куча… Конь то троянский. Тут очевидная насмешка над городом, который заплатил скульптору большие деньги. Про барельефы и плотников на них с отложными воротничками на рубахах уже указывал.

Ну да хоть такой конь у города. Раньше никакого не было! И на том спасибо. Но если господин Хинштейн пригласит на дискуссию в открытый эфир, скажем на ВГТРК, СКАТ или «Губернию», «24 часа», то буду рад обсудить тему памятника и памятников. Ау! Каналы маленько трухнут, ну да у Хинштейна есть мандат.

Впрочем стоит ли ругать одного Хинштейна? А где была комиссия при горадминистрации? Почему не подсказали депутату и скульптору на грубые ошибки?

Далее написал письмо Хинштейну по поводу установки памятника Первопоселенцам Дикого поля. Пришла отписка. Хинштейн отправил письмо в горадминистрацию без особых ходатайств. Потом пришла вторая отписка.

Ну нет и нет. Не захотел Хинштенй уважить чувства трехмиллионов потомков переселенцев Дикого поля. Если бы еврей Хинштен помог, или хотя бы попытался поставить такой памятник нашей дедине, то мы, великороссы без сомнений могли сказать бы ему свое одобрение. И много бы очков он набрал. Ну, а нет и нет. Хинштейн нам ничего не должен и мы ему тоже. Нашу дедину нам величать.

А как относятся чиновники к самарскому народу и стержневым памятникам?

Получил ответ заместителя главы города Кудряшова от 30.11.2015 г.



Даю две цитаты:

«… по вопросу установки памятника, посвященного первопоселенцам Дикого поля, на территории городского округа Самара по адресу: Кировский район, Девятая просека (площадь перед санаторием «Самарский» - конечная остановка автобуса №6) Администрацией городского округа Самара рассмотрено».

«По существу поставленного в обращении вопроса сообщаем следующее. Администрация городского округа Самара считает нецелесообразным установку предложенного памятника на территории городского округа Самара. Считаем более уместным установку памятников, посвященным людям и знаменательным событиям, прославившим город Самару».

Итак, господин Кудряшов отвечает: «Считаем более уместным установку памятников, посвященным людям и знаменательным событиям, прославившим город Самару».

Народ, героические первопоселенцы Дикого поля создавшие Россию и построившие Самару не достойны памятника? Ну да. Мы же не Америка. Некоторые считают, что россы и Россия это навоз для мировой закулисы.

Также тормозят установку памятника на месте снесенного Всехсвятского кладбища, где похоронено несколько поколений Самарцев, где были упокоены сотни выдающихся Самарцев, а главное, где косточки, дух самарского народа. Памятник тем кто создал историческую часть города не нужен? Как не нужны исторические дома сносимые целыми кварталами?

Цинизм чиновников потрясающий!

Важно учитывать и где ставят памятники. Панно «Бурлаки на Волге» на набережной смотрятся хорошо, а у проходной у металлургического завода смотрелись бы как насмешка.

Но вот Хинштейн и Кудряшов продавили установку церетелевской скульптуры «Дядя Степа милиционер» на улице Ленинградской, бывшей Панской. Чем этот литературный персонаж С.Михалкова «прославил» Самару? Только Хинштейн знает.

Шестиметровый «дядя Степа» перекрыл историческую торговую улицу и смотрится как насмешка над культурой и традициями Самары.

Если бы «дядю Степу» поставили у здания ГУМВД или в парке Металлургов, то наверное это смотрелось бы нормально. А если эту же скульптуру поставить в парке имени Гагарина, где энкведешники расстреляли сотни, если не тысячи людей, то это тоже смотрелось бы как насмешка.

Неужели Хинштейн и Кудряшов этого не понимают? Или хорошо понимают? Подставили и «дядю Степу» и скульптора Церетели и всю Самару.

А что дальше? Деревянный итальянский мальчик Буратино добродушен и забавен. Но если рядом с ним поставить решительного «рейдера» Карабаса Барабаса и веселых менеджеров кота Базилио и лису Алису, сажающих в землю «страны дураков» золотые монеты, то это будет смотреться двусмысленно.

У нас есть местечко «Дно», там Александр Евсеевич, можно поставить персонажей горьковской пьесы «На Дне».

И великий комбинатор, турецкоподданый Ося Бендер проплывал мимо Самары. Может быть рискнете поставить его в обнимку с одним из бывших самарских губернаторов? Великие менеджеры. Было бы забавно.

Но к чему это? Заполнить пустоту беспамятства? Беспамятство обуяло Россию. Политики обрезают традиции и историческую память. Александр Евсеевич, но надо ли смеяться над нашей простодыростью?

Вы предлагаете поставить памятник режиссеру Рязанову. А из Москвы продавливают строительство мемориала белочехам, погибшим в Самарской области. И где? На территории бывшего Всехсвятского кладбища, где закатали в асфальт десятки тысяч могил самарцев…

Чехи несчастные люди. Австрийская военщина забрила их на Первую мировую войну. Не желая воевать против русских братушек они пачками сдавались в плен. После масонского февральского переворота учредиловцы их вооружили, сказали, что красные не хотят пропускать их домой и толкнули в российскую междоусобицу. Надо сказать, что при штурме Самары они обстреливали город из пушек холостыми снарядными болванками. И разрушений было мало. В селах где они пытались отнимать зерно у крестьян, бывших фронтовиков, которым они на фронте сдавались… были случаи кровопролития. Есть как есть.

Но что получается? Персонажам рязановских фильмов Хинштейн памятник поставил. Теперь еще памятник самому Рязанову? А переселенцам Дикого поля и самарцам фигу?

Чехам памятник в лице «бравого солдата» Швейка Хинштейн поставил. Теперь еще памятник солдатам чешского корпуса?

А переселенцам создавшим Россию и самарцам построившим Город Солнца фигу?

Александр Евсеевич, а не слишком ли Вы заигрались? Нас лапотных, то слева щелкнут, то справа, то откуда-то сверху. И пружина начнет сжиматься. Но может быть мы вас не поняли? И вы захотите нащупать точки соприкосновения?

Еще раз предлагаю обсудить тему памяти и памятников в открытом эфире. Если не трухнете. Телеканалы трухнут, если их не подтолкнуть мандатом Государственной Думы.

А что вам бояться? У вас хорошо подвешенный язык и большой опыт теледебатов. А мы люди простые, провинциальные, можно сказать лапотные. Нас без высочайшего дозволения даже на «Эхо Москвы в Самаре» не пускают. Там при слове «россы» и «Великороссия» выпадают в осадок.

Я так вообще человек добрейший. Не кусаюсь. Святой водой вас окроплять не буду. Время в эфире проведем весело, почти весело.

Александр Евсеевич, мужайтесь. Жду вашего приглашения на теледебаты.


Евгений Бажанов