Публицистика и письма

Урочища как культурно-историческое наследие России

Урочище. Слово древнее и культовое. Культовые волховские слова создавались не присоединением, а наложением двух знаковых слов в одной букве или в одном слоге. Таково и слово урочище. Оно состоит из двух слов: Ур и роча, наложенных в букве «р».

Ур это создатель. Ур, Уран, Урий – топонимов и гидронимов с таким именем в России не счесть. Только у реки Самары два притока Уран.

Роча – пристанище на рыболовной тоне или в лесу. Рочить – привязывать, закреплять.

Урочище это Ура пристанище, то есть приметное место выделенное создателем.

Наши предки без всяких карт неплохо ориентировались в окружающем их мире. Во времена, когда не было обустроенных дорог, гостиниц и даже указателей и «верстовых» столбов, странники по известным им приметам, от урочища к урочищу, находили нужный путь среди необжитых человеком степей, лесов и болот.

Первые географические открытия на необъятных просторах России совершали люди, зачастую не знавшие ни письма, ни географических карт. В средние века и ранее большинство землепроходцев были людьми простого звания, не имевшими княжеских титулов... Вместе с тем это люди цивилизации, великой русской цивилизации.

Если сравнивать объем знаний землепроходца XV века и компьютерного программиста XXI века, то он сопоставим; более того – объем знаний и умений в сумме у землепроходца гораздо больше, чем у современных людей, располагающих знаниями лишь в узко ограниченной сфере профессиональной деятельности.

Знания землепроходца и программиста отличаются не объемом, а качеством, что обусловлено средой обитания и образом жизни. Ведь землепроходцу нужно было знать, где можно поставить зимницу, а где нельзя, где есть рыба, а где нет, где вода под землей, как и каким инструментом обустроить колодец, какими травами и какую болезнь можно вылечить, а какие травы губительны, какие звезды и приметы в любое время года помогут ему выйти к нужному месту и т.д.

В пути люди ориентировались по урочищам - природным знакам (лес, гора, грива, озеро и т.д.), имеющим устные названия и свои приметы. О каком-нибудь камне или поляне странники знали, находясь за тысячи верст, карта окружающего мира находилась в голове у человека, мозг которого не был затуманен ненужной информацией желтых изданий и криминальных новостей...

Уникальная карта мира обитателей пустынь и тайги размечалась не широтами, а урочищами. Попав в медвежий угол, человек мысленно наносил все приметные места на карту своей памяти, рассказывал о разведанных урочищах своим соплеменникам. Звероловы, бортники, ловцы рыбы, люди странствующие по обширным дебрям, знали сотни, а то и тысячи урочищ.

Некоторые из урочищ, например, Барбошину поляну, знали по всей Волге.

Чаще всего название урочища состояло из двух слов, одно обозначало приметный природный знак, другое его название, имя. Причем вначале шло имя, а потом природный знак. В черте современного города Самара оказалось несколько урочищ с характерными названиями: Барбошина поляна, Вислый камень, Томашев колок…

А с чем связаны эти названия?

Тут мы подошли к вопросу о том, что историю и культуру России можно изучать не только по летописям и историческим хроникам, но и по названиям урочищ.

Вокруг любого города и малой деревеньки есть несколько приметных урочищ (Сенькин мар, Жареный бугор и т.д.). С чем связаны их названия.

Многое ушло безвозвратно. Но хорошо бы записать, собрать то что еще осталось. Еще лет пятнадцать назад предлагал проект: «История России в названиях урочищ». Тогда никто из чиновников не откликнулся.

Может быть ныне при содействии партии «Единая Россия» и её проекта «Историческая память» получится продвинуть идею о сборе названий и толкований урочищ по всей России.

Не только большой город, но и самая малая деревенька могут войти в историю России с самым неожиданным разворотом. Это может пригодиться как современникам, так и исследователям последующих поколений.


Евгений Бажанов,

краевед, писатель